Разработчик: Власов Александр Сергеевич, учитель технологии, МБОУ СОШ №8, г.о.Химки
Цель: формирование знаний об этапах выполнения 3D-моделирования, умений разрабатывать и выполнять 3D-модели с использованием робота-манипулятора Rotrics, развитие творческих способностей обучающихся в практической деятельности.
Оборудование: ноутбук, робот-манипулятор Rotrics.
Материалы: фанера, ABS пруток (черный, белый), фетр, акриловая краска, клей «Момент-кристалл».
Инструменты: ножницы.
Объект труда: шахматная фигура.
Задание для обучающегося: разработать оригинальный эскиз шахматной фигуры, технологическую карту, выполнить чертеж в программе «Компас 3D» и изготовить одну шахматную фигуру по выбору с использованием насадки для 3D-печати робота-манипулятора Rotrics.
Ход работы:
1. Выполнить эскиз шахматных фигур. Нарисовать на листке бумаги шахматные фигуры, по своим уникальным дизайнам.
2. По нарисованным эскизам, выполнить модель в программе «Компас 3D», и сохранить чертеж в формате STL.
Мини курс по созданию 3D модели шахматной фигуры в КОМПАСе.
Сегодня мы будем рисовать шахматную фигуру «ладья». После того как мы нарисовали эскиз нашей фигуры на листке бумаги, приступим к созданию 3D модели.
Из нарисованного эскиза нам понадобится половина его части (рис 3).

Необходимо по своим эскизам нарисовать в компасе половину фигуры как нарисовано на рис.3.

После того как мы нарисовали половинку нашей фигуры, нужно выбрать осевую линию от которой нужно будет создать элемент вращения.

Нажимаем на иконку «элемент вращения» и появляется объёмная фигура.


Такой результат должен получиться. Сохраняем его в формате STL.
Загрузка 3D модели в оболочку Rotrics Studio, настройка и распечатка.
Начало работы
1. Отключите DexArm от питания и подключите Модуль 3D принтера c экструдером, как показано ниже:

2. Заправьте филамент.

3. В программном обеспечении Rotrics Studio перейдите в основной раздел и во вкладке «Контроль» нажмите на кнопку «Home».

4. Разогрейте сопло до 190°С (PLA) или 230° С (ABS), для этого:
4.1. В программном обеспечении Rotrics Studio перейдите в раздел «3D печать» и установите индикацию «Терминал» в активное состояние. В сплывающем окне пропишите команду M104 S190, либо M104 S230 (в зависимости от вида пластика) как указано на рисунке ниже, эта команда отвечает за нагрев сопла.

5. Пока температура повышается до необходимого значения, установите держатель катушки филамента. Вставьте нить филимента в экструдер, чтобы она выступала наружу примерно на 5 см.

6. Когда температура достигает необходимого значения, заправьте нить филамента в модуль 3D-печати и продолжайте проталкивать нить. Пока не увидите, что расходный материал поступает из сопла и не может проталкиваться глубже.
Важно! Будьте осторожны: Не прикасайтесь к головке (хотэнду) 3D-принтера.

7. Очистите сопло с помощью пинцета и нажмите на кнопку «Home».

8. Наклейте на пластину пленку для 3D печати, которая идет в комплекте.
9. Поместите пластину в 15 см от DexArm и откалибруйте манипулятор для обеспечения хорошего сцепления с пластиной.

10. Положите лист бумаги формата А4 между столом и соплом для регулировки расстояния между столом и соплом. Отрегулируйте четыре точки калибровки:

10.1. В программном обеспечении Rotrics Studio в разделе «в разделе «3D – печать» перейдите во вкладку «Контроль» для калибровки и нажмите на кнопку «Выравнивание» и сделайте следующие действия:

Важно! Шаг 3 необходимо выполнить для всех Точек (A,B,C,D) и после каждой калибровки точки необходимо нажать клавишу «Сохранить».

Продолжайте регулировку, пока не почувствуете небольшое сопротивление при движении листа бумаги между соплом и столом. Нажмите на кнопку «2» для начала калибровки 2 точки, так необходимо выполнить калибровку для всех точек.
После регулирования всех точек калибровки нажмите «Save».
11. После завершения калибровки загрузите нашу модель шахматной фигуры для печати и начните печатать:
В программном обеспечении Robotics Studio, в разделе «3D печать», нажмите «Загрузить», чтобы импортировать подготовленный файл формата *.stl, которую необходимо распечатать.

Отрегулируйте размер и ориентацию модели с помощью левых кнопок.
Выставьте настройки печати и нажмите «Создать G-code».

Если потребуется дополнительная подстройка по печати, ее можно выполнить в разделе «3D печать» во вкладке «G-code».
После создания G-кода нажмите «Начать отправку», чтобы начать печать.

12. Выполнить печать фигуры.

13. Приклеить на дно фигуры фетр.
14. В соответствии с эскизом раскрасить фигуру акриловой краской.
15. Проверить качество выполненной работы.